Деменский Ю.В., Логич А.Б. Особенности проектирования дополнительных образовательных программ начальной военной подготовки подростков

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Особенности проектирования дополнительных образовательных программ начальной военной подготовки подростков

The nuances of designing additional educational programs of basic military training of teenagers

 

Деменский Юрий Владимирович

Demenskiy Yuriy Vladimirovich

Студент ГБПОУ ИРКПО, г. Иркутск

demenskiy12@mail.ru

Логич Анна Борисовна

Logic Anna Borisovna

преподаватель ГБПОУ ИРКПО, г. Иркутск

logich83@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается основное содержание начальной военной подготовки подростков для выявления особенностей, влияющих на проектирование содержания дополнительных образовательных программ начальной военной подготовки.

Summary. The article discusses the main content of the basic military training of teenagers to identify the main factors influencing the design of the content of the additional educational programs of basic military training.

Ключевые слова: дополнительная образовательная программа, начальная военная подготовка, возрастные особенности, гендерная принадлежность, материально-техническая база, содержание.

Keywords: additional educational program, basic military training, age characteristics, gender, logistics, content.

 

Современные тенденции в образовании, продиктованные законами и постановлениями правительства Российской Федерации, предполагающими подготовку юношей к службе в Вооружённых Силах, проявляются в проектировании и реализации программ дополнительного образования начальной военной подготовки подростков. Курсы НВП, как таковые, не ведутся в общеобразовательных учреждениях, хотя правительство РФ рассматривает перспективу возвращения данного предмета в обязательную образовательную программу. На данный момент НВП включено в курс безопасности жизнедеятельности, преподаваемый в образовательных учреждениях.

Количество часов по дисциплине ОБЖ указанное в Примерной программе курса составляет 176 учебных часов (из них 40 часов — на учебные сборы) и реализуется в 10 — 11 классах общеобразовательных учреждений. Письмо Минобразования РФ от 14.05.1999 № 714/11-12 «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10 — 11 классах». Однако заметим, что это всего лишь рекомендация, а не императивное предписание.

Исходя из данного положения дел, можно сделать вывод, что во многих школах данному курсу отводится меньшее количество учебных часов, чем следовало бы. Не исключено, что есть школы, в которых данному предмету отводится всего 30-35 часов, только потому, что этот предмет должен входить в образовательную программу. Также, во многих учебных учреждениях, данный предмет носит сугубо теоретический характер, причиной чему является отсутствие материальной базы, необходимой для ведения занятий по предмету «Безопасность жизнедеятельности».

В некоторой степени ситуацию могут исправить учреждения дополнительного образования детей, а также клубы и молодёжные организации, работающие в направлении патриотического воспитания подрастающего поколения. Главной проблемой на этом поприще могут стать трудности проектирования дополнительных образовательных программ начальной военной подготовки.

Для облегчения проектирования таких программ следует выявить некоторые особенности, требующие к себе внимания, знание которых может облегчить составление тематического плана и подбор материалов в содержание программы. Данная цель предполагает сравнительный анализ нескольких уже существующих программ, с целью выявления их общих особенностей.

Предварительно следует разобраться, что же такое дополнительная образовательная программа.

Дополнительная образовательная программа — это нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, а именно его ценностно-целевое обоснование, содержание, организацию, порядок взаимодействия всех его участников и результативность. [1]

Дополнительная образовательная программа – программа, направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) помимо деятельности в рамках основной образовательной программы ступени.  [3]

Программы дополнительного образования, в Российской Федерации, проектируются и реализуются на основании нормативных документов федерального значения.

Во многих школах и иных учебных заведениях ведутся занятия по начальной военной подготовке, также разработанные в соответствии рядом нормативных документов федерального значения.

В соответствии с этими же документами проектируются и реализуются дополнительные образовательные программы начальной военной подготовки.

Рассмотрим некоторые определения понятия начальная военная подготовка.

В. Ю. Зиамбетов, проанализировав современную психолого-педагогическую и военную литературу, находит, что начальная военная подготовка рассматривается не только как название учебного предмета, но и как процесс взаимодействия субъекта и объекта образования с целью передачи подрастающему поколению элементарных основ военных знаний, формирования двигательных умений, физических качеств, военно-патриотических чувств и морально-психологической готовности к образовательному процессу в Вооруженных Силах Российской Федерации [2].

Словарь военных терминов даёт другое определение. Начальная военная подготовка − составная часть подготовки молодёжи к военной службе. В России проводится на основе Закона о всеобщей воинской обязанности с юношами допризывного и призывного возраста (без отрыва от производства и учёбы) в общеобразовательных школах (начиная с 9-го класса), техникумах, профтехучилищах, на учебных пунктах, создаваемых на предприятиях, в колхозах и совхозах, а также в учебных организациях Добровольного Общества Содействия Армии, Авиации и Флоту.  [5]

Исходя и з сказанного выше, можно сделать вывод, что начальная военная подготовка, как направление в образовании, содержит в себе как теоретические занятия, направленные на духовно-нравственное воспитание, так и практические, содержащие в себе занятия по строевой, огневой подготовке, метанию гранат, тактике и стратегии, ориентированию и прочих необходимых знаниях, и умениях, необходимых для службы в армии.

Для достижения поставленной цели был проведён сравнительный анализ трёх дополнительных образовательных программ:

— учебная программа «Основы начальной военной подготовки» 10 — 11 класс Костромского областного института развития образования;

— дополнительная общеобразовательная программа «Основы военной подготовки» 12-16 лет Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №340 Невского района Санкт-Петербурга;

—  дополнительная общеобразовательная программа «Начальная военная подготовка» 13-15 лет Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москва «Школа №2026».

На основании полученных данных были выделены следующие особенности, требующие внимания при проектировании содержания программ дополнительного образования начальной военной подготовки подростков:

— возрастные особенности.

— гендерная принадлежность.

— материально-техническая база образовательной организации.

— отбор содержания.

Рассмотрим данные особенно подробнее.

Авторы программ, на основе которых строится наше исследование, планировали вести занятия с учащимися старших классов общеобразовательных школ. Следует пояснить, что в данном случае под старшими классами подразумеваются не только 10-11 классы.

Средним оптимальным возрастом для обучения по программам НВП будет возраст 14-18 лет. К такому выводу мы пришли исходя из возрастных психологических  особенностей подростков, участвующих в реализации программ.

Ещё одной особенностью программ дополнительного образования НВП является гендерная принадлежность обучающихся. Женщины, конечно, тоже могут проходить военную службу, однако не на боевых постах, а при штабе или медпункте. Исходя из этого, строится и содержание программы обучения. Девушкам, традиционно, предлагается та часть программы, которая не включает в себя практическое применение навыков, таких как огневая подготовка.

Материально-техническая база является фактором, определяющим возможность претворения планируемых образовательных мероприятий в жизнь. Так, например, без макетов и стрелкового оружия, начиная с пневматического, невозможно научить стрельбе обучающихся по программам НВП.

Также стоит выделить особенность в содержании программ НВП. Все рассмотренные нами программы имеют содержание, составленное на основе общего школьного курса Безопасности жизнедеятельности или, как его называли раньше, ОБЖ. Отличием являются огневая подготовка, топография и тактика. В школьном курсе этой стороне обучения отводится лишь теоретический аспект. В программах дополнительного образования НВП данным разделам посвящены как теоретические, так и практические занятия. Различия между программами лишь в количестве часов, посвящённых изучению обозначенных разделов.

К похожим выводам приходит и О.С. Жаданов, методист отдела патриотического воспитания Государственного Бюджетного Учреждения Дополнительного Образования Иркутской области Центр Развития Дополнительного Образования Детей, которые были высказаны в ходе интервью.

В дополнение к результатам исследования, компетентные специалисты советуют разнообразить общую массу программ НВП узконаправленными программами, для повышения результативности НВП и предоставления возможности выбора, предоставляемого подросткам. Например: снайпер, разведчик, спецназовец, радист, десантник, механик-водитель, санинструктор, спасатель. Данные направления помогут при службе в армии.

Список источников:

  1. Буланова, Е.В. Поговорим о программах: взгляд методиста [Текст] / Е.В. Буланова // Внешкольник. − Ярославль − 2004. — №1.
  2. Зиамбетов В.Ю. Начальная военная подготовка в системе общего и начального профессионального образования Оренбуржья в XX веке : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Оренбург, 2006.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/37
  3. Инновационная образовательная сеть Эврика [Электронный ресурс] / Инновационная образовательная сеть «Эврика». − Режим доступа http://www.eurekanet.ru/ewww/info/13384.html, свободный. − Загл. с экрана.
  4. Лодяев, Н.Ф. Военное троеборье [Текст]/ Н.Ф. Лодяев. − М.: Воениздат, 1978—192 с., ил.
  5. Словарь военных терминов [Электронный ресурс] / Информационный портал «Академик». − Режим доступа: http://military_terms.academic.ru/ 1443/начальная_военная_подготовка.

Добавить комментарий