Елисова Е.Ю. Развитие нравственности и духовности у обучающихся на уроках английского языка через изучение профессионально направленного модуля

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Развитие нравственности и духовности у обучающихся на уроках английского языка через изучение профессионально направленного модуля

The development of morality and spirituality of the students in the classroom of English through the study of professionally oriented modul

 

Елисова Елена Юрьевна

Elisova Elena Yurievna

Преподаватель ГБПОУ ИО БПромт, г. Братск

elisova.alena@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках иностранного языка. Сущность нравственного и духовного воспитания, примеры методов обучения, направленных на формирование всесторонне развитой личности.

Annotation. This article discusses spiritual and moral education of students in foreign language lessons. The essence of moral and spiritual education, examples of teaching methods aimed at forming a fully developed personality.

Ключевые слова: нравственность, духовность, модуль, профессиональный, иностранный язык.

Keywords: morality, spirituality, module, professional, foreign language.

 

«Нравственность» — слово, возникшее в русском языке как синоним латинского «мораль» (mosmoris) — Обычай, нрав, и греческого «этика» (ethos) — обычай, нрав, характер.

«В словаре русского языка» С. И. Ожегова «духовность — это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». «Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение». [1]

В дореволюционной, а позднее в советской педагогической литературе поиск воспитательной парадигмы шел в системе развертывания оппозиции социоориентированного и индивидуально ориентированного идеалов воспитания

Подобный подход был широко представлен в отечественной педагогической литературе конца прошлого — начала нынешнего века в работах К. Н. Вентцеля, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, и других.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание понимается как процесс и результат формирования у детей, подростков, молодежи духовного идеала и духовных ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями. [2]

Среди множества учебных дисциплин ― иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения, учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности. [3]

На сегодняшний день английский язык — это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения и общечеловеческого единения. В ходе изучения иностранного языка обсуждаются темы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. К таким темам относятся экологические проблемы, проблемы семьи, национальная культура, праздники, обычаи и традиции, средства массовой информации, толерантность, выдающиеся люди и т. д.

На занятиях по иностранному языку воспитательное воздействие на учащихся происходит в основном через содержание дисциплины. В условиях современного ФГОС программа учебной дисциплины «Иностранный язык» в основном модуле предусматривает изучение тем: описание людей (внешность, характер, личностные качества, профессии); межличностные отношения; человек, здоровье, спорт; повседневная жизнь, условия жизни; навыки общественной жизни, культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники; государственное устройство, правовые институты и другие. Но, я хочу остановится на изучении профессионально направленного модуля программы учебной дисциплины «Иностранный язык», который предусматривает изучение материала, направленного на дальнейшее развитие профессиональных навыков учащихся.  Профессионально направленный модуль для специальностей 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» предусматривает изучение тем таких как: промышленность, транспорт; детали, механизмы; оборудование, работа; инструкции, руководства. Модуль для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» предусматривает изучение тем: бухгалтерский учет, баланс, налоги, аудит, стоимость, финансы и кредит, профессия бухгалтер. Модуль для специальности 230401 «Информационные системы» предусматривает изучение тем: история создания современных компьютеров, устройство компьютера, информационные системы, компьютерные сети, защита информации, языки программирования, операционные системы, планирование времени (рабочий день). Изучение профессиональных тем происходит уже на третий и четвертый год обучения, когда ребята многое узнали и изучили для своей будущей профессии. И им уже не сложно ориентироваться в терминах и происходящих операциях.

Мною преподавателем иностранного языка было проведено анкетирование для выявления осознания необходимости использования иностранного языка в будущей профессии. Для сравнения анкетирование проводилось среди первокурсников и учащихся старших курсов, им были заданы следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, пригодится ли иностранный язык в дальнейшей профессиональной деятельности?
  2. Помогает ли вам профессионально направленная тематика углублению знаний по будущей профессии.
  3. Осознаете ли вы важность знания английского языка для усовершенствования компьютерной грамотности.
  4. Считаете ли вы необходимым знание иностранного языка для современного гражданина России.

Ответы учащихся старших курсов практически совпадают. Конечно же,  ребята, которые обучаются на специальностях информационные системы и экономика и бухгалтерский учет более четко осознают важность владения профессиональными терминами на английском языке в своей будущей профессии. Но и многие учащиеся технических специальностей тоже считают, что иностранный язык необходим для профессии, ведь сейчас большинство современной техники оборудовано панелями управления на иностранном языке. Ответ на последний вопрос был однозначным, так как гражданин России должен быть высоко образован и иметь нравственные и духовные качества для дальнейшего роста и развития.

Программа первого курса не предусматривает углубленного изучения профессионального модуля, но для сравнения в одной группе первого курса был проведен этот тест. Соответственно результат гораздо ниже, чем у старшекурсников. Проанализировав данные полученных ответов, были сделаны определенные выводы. Необходимо более глубокое изучение профессиональных тем и терминов. Для этого были разработаны учебные пособия по всем специальностям, которые предполагают наиболее развернутую тематику. На старших курсах более 80% времени отпущено на изучение профессионального модуля, а требования стандарта по изучению грамматики, лексики, фразеологии отрабатывается именно на основе профессионального модуля. Материал для профессионального модуля мы накапливали из различных источников таких как: документация различных фирм, которые работают с зарубежными партнерами, различные газеты, журналы и специализированная литература, очень много материала и контрольных работ передают знакомые, которые учатся в различных вузах страны. Для таких специальностей как: «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (СДМ) и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (АТ) помимо собственного материала и учебных пособий, мы используем методическое пособие, которое разработано на кафедре иностранных языков Братского Государственного Университета. В этом пособии даны технические тексты, которые студенты в университете изучают на первом и втором курсах, а так как наши учащиеся поступают сразу на ускоренное обучение, то пробелов в знаниях у них нет. Конечно, в настоящее время колоссальную роль в обучении играют информационные технологии. Мы преподаватели и ребята черпаем огромное количество материала из интернета. Хочется отметить, что все не так гладко у учащихся со знанием иностранного языка. Ребята приходят к нам в техникум с разным уровнем подготовки, и поэтому на первом курсе происходит повторение грамматики, лексики, которые преподавались в средней школе. Еще одна категория учащихся, это та, кто изучал какой-либо другой иностранный язык (французский, немецкий и т. д.) или не изучали вовсе, в основном это ребята из близ лежащих поселков, сел и деревень. Для этого в каждой группе, создается малая группа для начинающих. Тем не менее к окончанию четвертого курса заметен интерес к изучению английского языка, а некоторые даже остаются очень довольными тем, что они в малой степени владеют двумя языками.

Для всех специальностей проводятся занятия с элементами ролевой игры. Например, для специальности «Экономика и бухгалтерский учет» разработан урок по теме «Бухгалтерский учет» здесь ребята ведут переговоры на иностранном языке. При подготовке к уроку они готовят диалоги с применением профессиональной лексики, презентации, различные документы, схемы и диаграммы. Подобный урок проводится в группах технического профиля, только здесь встреча делегаций заводов производящих современную технику. Ребятам очень интересна подготовка к занятию, так как они рассказывают о дорожно-строительной технике и иностранных марках машин.

В заключении хочется сказать, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.

Список источников:

  1. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю.  Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. [Текст] — 4-е изд., дополненное. — М. : ООО «ИТИ Технологии», 2006. — с. 944 .
  2. Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950 – 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. [Текст] — М., 2001. — с. 31-35.
  3. Гараева Д. Б. Развитие духовно — нравственных качеств личности в процессе обучения на уроках английского языка [Электронный ресурс] — Казань, 2016. — Режим доступа:

Добавить комментарий