Игнатьева И.В., Арданаева Л.М., Файзулина Г.С. Проблемы непризнанных государств в современном мире

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Проблемы непризнанных государств в современном мире

The problems of unrecognized states in the modern world

 

Игнатьева Ирина Валентиновна

к.э.н., доцент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

irina.090@mail.ru

Арданаева Любовь Михайловна,

студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

lyubov.ardanaeva@mail.ru

Файзулина Галина Саидовна,

студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

faizulina.galina28@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема непризнанных государств, их классификация, способы образования, и наглядные примеры из международной практики. А также обсуждаются пути решения названной проблемы

Annotation. This article examines the problem of unrecognized states, their classification, ways of education, and illustrative examples from international practice. And also the ways of solving the mentioned problem are discussed

Ключевые слова: международное право, непризнанные государства, принцип права народов на самоопределение, механизм признания государств

Keywords: international law, unrecognized states, the principle of the right of peoples to self-determination, the mechanism of recognition of statesThis article discusses the problem of unrecognized states, their classification, methods of education, and illustrative examples from international practice. Also discuss ways to solve the above problem.

 

Проблема непризнанных государств в международно-политической практике существовала с давних времен. Периоды непризнания некоторых современных государств иногда длились годами, к примеру, Нидерланды получили международное признание только в 1648 году, т.е. через 70 лет после обретения фактической независимости.

В практике сформировалось следующее определение понятия непризнанных государств – это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъектов международных отношений.

Разрешение проблем о правовом статусе непризнанных государств тесно связано с существующими в международном праве конкурирующими принципами: с одной стороны, принцип права народов на самоопределение, с другой – принципы нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств. Раскроем содержание названных принципов. Право народов на самоопределение – один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять свое экономическое и культурное развитие. Принцип территориальной целостности означает, что территория служит материальной основой государства,  является необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств. Принцип нерушимости границ: каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Данные принципы были закреплены в ряде международно-правовых актов, прежде всего в Уставе ООН (1945), Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами (1970), Хельсинкском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) и др.

Международно-правовое противоречие вышеупомянутых принципов делает возможным постоянное появление все новых государственных образований.

Соотношение данных принципов являлось неоднократным предметом обсуждения как в теории, так и в практике международного права, в том числе Международным судом ООН. Декларация ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами гласит: «При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов». [1]

В практике Международного суда взаимосвязь этих принципов выражалась в недопустимости злоупотребления правом на самоопределение, которое должно быть ограниченно принципом территориальной целостности государства. [2] Злоупотребление правом заключалось в вооруженных конфликтах (гражданские войны, революции), влекущих за собой массовые нарушения прав человека и создающих угрозу безопасности мира.

Что касается перечня современных непризнанных государств, то в научных публикациях он довольно велик. В него входят: Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра и Косово. Часто к этой когорте добавляют Республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), Исламское Государство Вазиристан, а в последнее время — Исламское Государство Фалуджа, независимость которого была провозглашена 3 января 2014 г.

Непризнанные государства в зависимости от их контроля над своей территорией можно подразделить на 4 основных группы:

  1. Непризнанные государства с полным контролем своей территории (Абхазия, Вазиристан, Северный Кипр, Южная Осетия);
  2. Непризнанные государства, частично контролирующие свою территорию (Нагорный Карабах, Тамил Илам, Китайская Республика на Тайване);
  3. Образования под протекторатом международного сообщества (Косово, которое юридически является частью Сербии, но фактически управляется администрацией ООН с 1999 года на основании резолюции № 1244 Совета Безопасности ООН);
  4. Квазигосударства – этносы, не получившие право на самоопределение, которые контролируют анклавы компактного расселения своей этнической группы (Курдистан, расположенный на территории Ирака, Сирии, Ирана и Турции).

По способу возникновения непризнанные государства условно подразделяют на 4 группы:

  1. Государства, образовавшиеся в результате революции, гражданских войн (Сомали);
  2. Государства, образовавшиеся в результате сепаратизма, в том числе самопровозглашенные, т.е. заявившие о своей независимости в специальной декларации (почти все постсоциалистические непризнанные государства);
  3. Государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения (Республика Корея и КНДР, КНР и КР Тайвань и т.п.);
  4. Государства, образовавшиеся в результате получения независимости колонии от метрополии.

Единственным путем решения проблемы непризнанных государств является их дипломатическое признание на международной арене.

Рассмотрим непосредственно механизм признания государств в международном праве. Признание в международном общении определяется как односторонний юридический акт государства (или иного субъекта международного права), посредством которого оно констатирует наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном общении, считая их правомерными.

В доктрине существует две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно первой, признание конституирует, порождает международную правосубъектность государства, превращает фактическое состояние в юридическое. Декларативная теория исходит из того, что государство приобретает правосубъектность в силу самого факта своего образования, независимо от признания.

Непризнанность государства международным сообществом является правовой характеристикой его статуса. Подобное государство лишено возможности активной экономической деятельности, заключения выгодных торговых контрактов, реализации совместных инвестиционных и инфраструктурных проектов. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества; социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами остаются в зачаточном состоянии. Поэтому политико-правовое признание какой-либо территории напрямую обеспечивает ее существование и развитие. Размер контролируемой территории, число жителей имеют для непризнанных государств большое военное и политическое значение. Многие их этих государств смогли завоевать и удерживать значительные пространства лишь благодаря военной и экономической помощи сопредельных стран, союзников, вмешательства международного сообщества.

Признание играет огромную роль в становлении нового государства, делая его полноправным членом международного сообщества,  укрепляя его позиции на международной арене, предоставляя ему возможности сотрудничества и реализации своих прав во взаимоотношениях с другими государствами.

Отсутствие признания не должно влиять на способность государства вступать в международно-правовые отношения, в том числе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.  Длительное отсутствие официального признания вновь образованного государства со стороны участников международно-правовых отношений в первую очередь ущемляет права и интересы граждан и юридических лиц на данной территории, что недопустимо в современном обществе, где главной ценность являются права и свободы человека.

Список источников:

  1. Ведерникова О. Н. Криминальные последствия признания независимости Косово // Косово и международное право. – М., 2008. – С. 30 – 38.
  2. Сквозняков А.Н. Феномен непризнанных и частично признанных государств и особенности их правосубъектности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2011. – №2.

 

Добавить комментарий