Игнатьева И.В., Овсянникова А.А. Особенности продвижения услуг по организации образования за рубежом

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Особенности продвижения услуг по организации образования за рубежом

Peculiarities of promotion of educational services abroad

 

Игнатьева Ирина Валентиновна

Ignatyeva Irina Valentinovna

К.э.н, доцент ФГБОУВО БГУ, г. Иркутск

irina.090@mail.ru

Овсянникова Анна Андреевна

Ovsyannikova Anna Andreevna

Студентка ФГБОУВО БГУ, г. Иркутск

anna-ovs2009@yandex.ru

 

Аннотация. Рассматриваются подходы к созданию комплекса продвижения услуг по организации образования за рубежом. Описан авторский подход к соотношению характеристик туристических и образовательных услуг в услугах по организации образования за рубежом. Проанализированы современные особенности продвижения услуг по организации образования за рубежом.

Annotation. Discusses approaches to the creation of a complex of promotion services for the organization of education abroad. Describes the author’s approach to the relation of the characteristics of tourist and educational services services for the organization of education abroad. Analyzes the features of modern promotion of services on the organization of education abroad.

Ключевые слова: характеристики услуг выездных туристических услуг и образовательных услуг, продвижение образовательных услуг, особенности продвижении туристических услуг, образовательный туризм, услуги по организации образования за рубежом.

Keywords: characteristics of services outbound tourism services and educational services, promotion of educational services, especially the promotion of tourism services, educational tourism services for the organization of education abroad.

 

Деятельность организаций, занимающихся образованием за рубежом,  трудно отнести к какой-либо определенной категории услуг. С одной стороны, она сочетает в себе черты образовательных услуг, с другой – туристических.  В современной литературе такие услуги принято называть «образовательным туризмом», что предполагает некое смешение качеств обеих услуг. Из-за относительной молодости данной отрасли деятельности (развитие компаний по организации образования за рубежом в России началось в 2000-х годах), в научной литературе практически не встречается книг или статей, посвященных теме маркетинга либо продвижения данных услуг, а также рассмотрению их отличительных характеристик и качеств. Услугам по организации образования за рубежом присущи классические характеристики услуг, такие как неосязаемость, непостоянство качества и несохраняемость. У этих услуг есть и отличительные черты, которые не всегда характерны для других сфер сервисной деятельности. Соотношение характеристик различных типов сервисной деятельности  в услугах по организации образования за рубежом показано в таблице 1. В таблице перечислены основные характеристики услуг по организации образования за рубежом и показано, присутствуют ли данные характеристики в услугах по выездному туризму, выделяемые рядом авторов [3, 4], или в образовательных услугах, выделяемые О.Л. Ксенофонтовой [2], которые наиболее близки данной сфере.

Таблица 1

Сопоставление характеристик по организации выездных туристических услуг и образовательных услуг, характерных для услуг по организации образования за рубежом

 

Характеристика Услуги
  Туристические Образовательные
Невозможность непосредственного денежного измерения эффекта предоставляемой услуги Есть Есть
Высокая цена Есть Есть
Отсроченность выявления результата Нет Есть
Относительная длительность оказания Нет Есть
Неразрывность производства и потребления Нет Есть
Зависимость результатов от условий будущей работы и жизни обучившегося Нет Есть
Относительно молодой возраст потребителей Нет Есть
Территориальная разобщенность производителя и потребителя услуг Нет Есть (возможность дистанционного образования)
Сезонность спроса Есть Нет (можно  учитывать, что интерес поступающих возрастает при приближении времени поступления, но это не является сезонностью в полной мере для ВО или среднего образования)
Комплексность оказанная услуги Есть Есть
Значительное влияние внешних факторов (курс валют, политическая обстановка в мире) Есть Нет (влияние не так велико, как на туристические компании и спрос на их услуги)
Необходимость поддержания и постоянного расширения связей с иностранными партнерами Есть (постоянное расширение списка иностранных компаний-партнеров помогает разнообразить ассортимент и предложить клиенту наиболее интересные и выгодные варианты) Нет (хотя университеты и сотрудничают с иностранными партнерами, для них данное направление не так важно, как для туристических фирм)
Исполнение посреднической функции между конечным производителем услуги и потребителем Есть Есть
Высокая степень персонализации услуги и взаимодействия персонала и покупателя Есть Есть
Необходимость лицензирования деятельности Есть Есть
Необходимость у потребителя получить большой объем информации уже в период поиска информации о компаниях и их услугах, чтобы получить всестороннюю картину и выбрать наиболее выгодное предложение Есть Есть
Большое влияние положительных отзывов на решение потребителя об обращении в компанию Есть Есть
Большая роль качества оказанной услуги на решение потребителя в дальнейшем обращаться в компанию и советовать ее другим потенциальным потребителям услуги Есть Есть

И хотя образовательный туризм совмещает в себе большое число характеристик обеих услуг, эта деятельность все же наиболее приближена к туристическим услугам. Комплексность оказания данной услуги, работа с иностранными партнерами и зависимость от курсов валют сближают данные отрасли. Необходимо учитывать, что деятельность по организации образования за рубежом могут осуществлять лишь компании, получившие лицензию на ведение именно туристической деятельности.

Таким образом, можно предположить, что продвижение туристических услуг и продвижение услуг по организации образования за рубежом могут иметь общие элементы. В результате научного исследования выделены существенные особенности, которые необходимо учитывать при продвижении туристических услуг на рынке.

Высокая степень конкуренции между компаниями на рынке создает большое количество информационного шума вокруг потенциального потребителя, что приводит к общему снижению эффективности традиционных методов продвижения на рынке, таких как печатная и наружная реклама, почтовые рассылки. [4,5]

Сезонность спроса на услуги создает определенные сложности в продвижении компании, так как необходимо разрабатывать такие планы продвижения, которые бы учитывали увеличение и снижение спроса на услуги с течением времени и создавали такую диверсификацию ассортимента, которая бы смогла обеспечить спрос на протяжении всего года, а не только в «верхний сезон». [1, 5]

У потребителей существует сложность в различии восприятия самой компании и ее услуг по организации поездки и услуг непосредственно тех компаний, которые предоставляют проживание, развлечения и т.д. во время поездки. Позитивный и негативный опыт от поездки потребители переносят на компанию, занимавшуюся ее организацией, что влияет на восприятие качества работы компании. [3]

Влияние взаимоотношений персонала и клиента имеет очень высокую степень воздействия на решение клиента об использовании услуг компании: установление доверительных и дружественных отношений с персоналом повышает желание клиента воспользоваться услугами компании в разы, личные продажи играют ведущую роль в продвижении услуг компании после обращения клиента [5].

В условиях конкуренции и насыщения рынка предложением в продвижении компании необходима инициативная работа по привлечению потребителей с помощью стимулирования сбыта, создания уникальных торговых предложений и выгодных условий обслуживания потребителей. [5]

В продвижении данных услуг важен достаточный объем информации, который бы потребитель получил при возникновении у него потребности воспользоваться услугой, достаточный объем информации позволяет сформировать интерес и заложить основы доверия к компании. [1]

В продвижении важно не только продвижение самой компании, но  продвижение ее услуг, отдельных направлений для поездок, интересных потенциальным потребителям, поэтому необходим постоянный анализ рынка. [4]

Рассмотренные выше особенности распространяются и на услуги по организации образования за рубежом, и в некоторых аспектах становятся даже более значимыми для них. Например, роль взаимоотношений потребителя и персонала в образовательном туризме выше, чем в обычном выездном туризме. Потребитель, готовый потратить достаточно средств и провести за рубежом несколько недель, месяцев или лет, ждет особенного отношения к себе и своим пожеланиям, и зачастую выбирает именно ту компанию, специалисты которой ему наиболее симпатичны и кажутся наиболее профессиональными работниками. [1]

По мнению В. Янкевич и Н. Безрукова, основными целями продвижения компаний в сфере туристических услуг являются «получение известности компании» и «формирование привлекательности услуги». [5] Таким образом, продвижение в сфере предоставления услуг по организации образования за рубежом приобретает сложность, выраженную в дифференциации подходов к продвижению самой компании и продвижению тех услуг, которые она предоставляет. Это важно учитывать при разработке стратегии продвижения, так как разные цели диктуют необходимость применения широкого комплекса различных элементов продвижения, которые значительно различаются в зависимости от поставленных задач и тенденций развития рынка.

Список источников:

  1. Котлер Ф., Боуэн Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм /  Ф. Котлер, Дж. Боуэн. – М.: Юнити-Дана, 2007. — 1046 с.
  2. Ксенофонтова О.Л. Специфика образовательных услуг: маркетинговый аспект / О.Л. Ксенофонтова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2006 (№ 2). – С. 45–49.
  3. Нюренбергер Л., Архипов А. Маркетинг туристских услуг: сущностные и функциональные особенности / Л. Нюренбергер, А. Архипов // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2011 (№2). – С. 124-128.
  4. Тультаев Т. Маркетинг услуг : учеб. пособие/ Т. Тультаев. – М.:Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 176 с.
  5. Янкевич В., Безруков Н. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт: учеб. пособие/ В.С.Янкевич, Н.Л. Безруков. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 416 с.

 

Добавить комментарий