Каламбаев А.А., Веретенникова Е.Ю., Каламбаев А.Г., Медведева Г.В. Исследование берёзы сибирской как предмета быта и традиционного промысла вкультуре восточнославянских и коренных народов Прибайкалья

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Исследование берёзы сибирской как предмета быта и традиционного промысла вкультуре восточнославянских и коренных народов Прибайкалья

Study of Siberian birch as an object of research of traditional folk craft in the culture of the East Slavic and the indigenous peoples of the Baikal region

 

Каламбаев Азамат Аскарович

Kalambaev Azamat Askarovich

учащийся МБОУ СОШ № 38, г. Иркутск

askar747@yandex.ru

Веретенникова Елена Юрьевна

Veretennikova Elena Yurievna

Заместитель директора МБОУ СОШ № 38, г. Иркутск

veret-11@mail.ru

Каламбаев Аскар Газизович

Kalambaev Askar Gazizovich

начальник кафедры пожарно-технической экспертизы ФГКОУ ВО ВСИ МВД России

askar747@yandex.ru

Медведева Галина Витальевна

Medvedeva Galina Vitalievna,

Директор ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии»

д.ф.н,  профессор

ts.rusyaz@yandex.ru

 

Аннотация. Целью исследования было изучение берёзы сибирской как культурного символа народов России, и выяснения роли и значения берёзы как составляющей народного промысла и этнокультуры в жизни восточнославянских и коренных народов Прибайкалья в традиционном природопользовании.

Практическая значимость исследования заключается в информировании населения о возможностях практического использования изделий и продуктов, изготавливаемых из березы, а также, создании и проведении эколого-туристических мастер-классов на территории архитектурно-этнографического музея п. Тальцы.

Annotation. The aim of the study was to study the birch Siberian as a cultural symbol of the peoples of Russia, and clarify the role and importance of birch as a component of folk art and ethnic culture in the life of the East Slavic and the indigenous peoples of the Baikal region in traditional subsistence.

The practical significance of scientific research is to inform the population about the possibilities of practical use of products made from birch, and also, the establishment and operation of eco-tourism workshops on the territory of the architectural-ethnographic Museum Taltsy.

Ключевые слова: культура, береза сибирская, этнос, этнография, традиции, символ, природа, экология, человек, исследование, эксперимент.

Key words: culture, Siberian birch, ethnicity, ethnography, tradition, symbol, nature, ecology, people, research, experiment.

 

Век технического прогресса вытеснил накопленный веками опыт общения человека с природной силой березовой рощи, бересты и человека. Люди, к сожалению, отошли от истоков природы и экологии.

Не менее серьезная опасность этих последствий заключается в другом: вместе с исчезающими березовыми лесами с лица земли, человек рискует утратить целый пласт самобытной этнокультуры народов, населяющих территорию многонационального Прибайкалья.

Научная новизна и специфика исследования заключается в отражении в исследовательском проекте проблемы взаимоотношений человека и конкретного представителя растительного мира – березы сибирской (пушистой и повислой), в рамках традиционного природопользования и этнокультурного наследия народов на примере конкретного региона — Прибайкалья.

Задачи:

— изучить ботанико-географическую характеристику берёзы сибирской [1];

— обзорно изучить научную, учебную и справочную литературу о роли и значении берёзы как важной составляющей народного промысла и культуры в жизни восточнославянских и коренных народов Прибайкалья;

— в домашних условиях изготовить моющее средство — щелок, который использовали для отбеливания и стирки белья наши предки, провести сравнительное исследование полученного щелока с современными моющими средствами опытным путём;

— экспериментально исследовать полезные свойства бересты;

— изучить полезные свойства березового сока и провести сравнительное исследование по определению наличия моносахаров (глюкозы) в представленных образцах;

— кустарно методом сухой перегонки изготовить берёзовый дёготь;

— по результатам исследования обобщить полученные данные.

Восточная Сибирь – земля многих народов и ни одна из ее областей не представлена только одно национальностью. Сегодня на востоке Сибири проживают пришедшие на эти земли в XVII веке русские, а также последовавшие за ним украинцы, белорусы, поляки, литовцы, чуваши, татары, немцы и представители других национальностей.

При этом в культуре каждого из этих перечисленных народов своё отражение нашла берёза пушистая. Она и лечила, и согревала людей, и кормила и поила их, люди на бересте осваивали грамоту, изготавливали жилища и лодки, предметы домашней утвари и быта, сувениры и украшения. О берёзке слагали песни и стихотворения. Берёза для многих из этих народов считалась священным деревом. В наше время изделия из бересты утрачивают своё истинное значение, березовый сок и дёготь заменили бесполезными, а зачастую, вредными для здоровья человека продуктами и изделиями. [2] Люди, к сожалению, не берегут эту невидимую тончайшую нить, связывающую с истоками природы и экологии.

Не менее серьезная опасность этих последствий заключается в другом: вместе с исчезающими березовыми рощами с лица земли, человек рискует утратить целый пласт самобытной этнокультуры, населяющих территорию многонационального Прибайкалья.

Сегодня Иркутская область считается самой плотно заселенной и этнически богатой областью Восточной Сибири – по самым скромным подсчетам на ее территории проживает около 136 национальностей, большинство из которых переселились на территорию области из других областей страны и даже из соседних стран. И хотя почти 90% населения Иркутской области составляют русские, малые народности области до сих пор играют важную роль в ее этническом самоопределении, а к их культуре и традициям проявляется повышенное внимание. [3]

Культ березы особо характерен для восточных славян, но она же является священным деревом у многих сибирских народов.

У коренного населения существовало табу: березу нельзя было называть своим именем, а называли ее подставным словом «трудноименная», без необходимости запрещалось рубить или ломать.

Исторически известные факты почитания березы очень наглядно подтверждают особое миропонимание разных народов Прибайкалья. Это миропонимание демонстрирует как через восприятие березы (завивание венков и др.) люди связаны с природой. [4].

С давних пор про берёзу в народе говорят –  дерево «четырех дел»:

— мир освещает;

Жизнь в деревне протекала в основном при свете лучины. Березовые же лучины, давали пламя без копоти и искр. Березовые дрова очень ценились как самые жаркие.

— крик утишает (тишина);

А утишала она скрип деревянных колес телег и других повозок гужевого транспорта. Для этого дегтем, получаемым из ее коры, смазывали оси.

— больных исцеляет;

В лекарственных целях народная медицина рекомендовала использовать березовые почки, которые собирали весной, до начала их распускания, а также отвары из березовой чаги. Они оказывают общее лечебное воздействие на организм, улучшают обмен веществ, восстанавливают силы. Они помогали при многих известных в современное время заболеваниях. Дёготь, изготовленный из березовой бересты, активно применяли для лечения различных кожных заболеваний.

— чистоту соблюдает;

Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане. Он и хворь выгоняет, и тело очистит.

Безусловно, правы были наши предки, называвшие берёзу священной, обращавшиеся к ней за помощью в трудную минуту. Она и утешит, и исцелит, и тьму рассеет, и поможет в чистоте дом и тело содержать.

В ходе проведенного научно-практического исследования поставленные задачи были решены в достаточной мере, цели исследования достигнуты.

Промежуточными выводами и результатами нашего исследования выступили следующие:

— обзорно изучена научная, учебная и справочная литература о берёзе, о роли и значении берёзы как важной составляющей народного промысла и культуры в жизни народов Прибайкалья;

— экспериментально исследованы особые свойства бересты и берестяных изделий, позволяющих хранить различные продукты питания длительное время;

— в домашних условиях изготовлено моющее средство — щелок, который использовали для отбеливания и стирки белья наши предки;

— проведено сравнительное исследование полученного щелока с современными моющими средствами опытным путём;

— в домашних условиях методом сухой перегонки изготовлен берёзовый дёготь и изучены области его применения;

— произведена заготовка берёзового сока и проведено сравнительное исследование с образцами березового сока, предлагаемыми в розничной торговле г. Иркутска;

— обобщенные полученные данные в целях пропаганды здорового образа жизни и сохранения культурных традиций народов России, предложены рекомендации в виде информационных буклетов о пользе и значении изделий и продуктов, изготавливаемых из березы в жизни человека;

— определены перспективы дальнейшей научно-исследовательской деятельности.

Проведенное исследование подтверждает многовековой опыт взаимного общения человека с природной силой березы как предмета народного промысла и творчества, культурных традиций народов России, а результаты свидетельствуют о неразрывной взаимосвязи традиционного природопользования и современной жизни человека.[5]

Список источников;

  1. Атлас-определитель. «От земли до неба». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений ФГОС, М. ОАО Издательство «Просвещение» 2016. – c. 86-87.
  2. Болонев Ф.Ф. Берёза в календарной культуре и традиционных верованиях народов сибири. Институт археологии и этнографии СО РАН, 2005. – c. 22-23.
  3. Коренные народы Восточной Сибири. По Сибири. Красивые просторы Сибири в одном месте .posibiri.ru
  4. Покровский Б. «Лечимся березой и березовой чагой» — АСС – Центр, ИКТЦ «Лада», 2006, — с. 14.
  5. Соловьева М.Р. Празднично-обрядовая культура русских старожилов Восточной Сибири. Троица: метод. пособие. – Иркутск, 2003. – с. 16-18.

 

Добавить комментарий