Карпенко Н.А. Методическое сопровождение педагогов по внедрению проектной технологии в ДОУ в соответствии ФГОС ДО

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Методическое сопровождение педагогов по внедрению проектной технологии в ДОУ в соответствии ФГОС ДО

Methodological support for teachers in implementation of project technologies in DOE, in accordance TO GEF

 

Карпенко Нина Адамовна

Karpenko Nina Adamovna

Ст. воспитатель,  МБДОУ«Детский сад комбинированного вида  №46», г. Братск

karpencko.nina2013@yandex.ru

 

        Аннотация.  В статье  акцентировано внимание на интенсивное обновление, модернизацию всех компонентов образовательного процесса. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.  Поэтому, технология проектирования — является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей.

         Abstract. The article focuses on intensive upgrading, upgrading of all components of the educational process. Today in preschool a popular teacher, innovator, teacher and researcher, so an increasingly wide range of practicing teachers involved in active search, innovation. Therefore, design technology — is a unique means of ensuring cooperation, co-creation of children, teachers and parents.

         Ключевые слова: проект, инновация, совместная деятельность, проектирование, технология, сопровождение.

         Key words: project, innovation, joint activity, design, technology, support.

 

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования вызвала у нас необходимость усилить методическую работу с педагогическими кадрами, призванными осуществлять воспитательно-образовательный процесс, в стремительно изменяющихся условиях, обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей. [4]

Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.

Одним из эффективных средств решения данных задач,  педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами. [1]

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. [2]

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Итак, технология проектирования — является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию. [3]

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта  и  с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности  и реализовать управленческий проект  «Методическое сопровождение педагогов по внедрению проектной технологии в дошкольном учреждении в соответствии ФГОС ДО», содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную деятельность.

Цель проекта:

Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов»

Задачи проекта:

  1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
  2. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
  3. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа: I этап – подготовительный;  II этап – деятельностный,  III этап – завершающий.

I этап  — подготовительный:

Цель: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектная группа, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.

В его задачи входит: руководство образовательными проектами, консультирование педагогов, утверждение проектов, контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.

Проектной группой разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Второй этап – деятельностный:

Цель: реализация проекта.

На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

Третий этап – завершающий:

Цель: подведение итогов работы.

Подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях и семинарах разного уровня, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.  В течение реализации проекта  педагогами было разработано и реализовано 17 проектов по следующим направлениям:

Детско – взрослые  проекты:

— Познавательное развитие  — Лекарственные растения нашего края, Лети снежинка, Маленькие исследователи, В поход на Байкал, Будь здоров, малыш, Правила дорожного движения достойны уважения.

— Речевое развитие  — В гости к сказкам;

— Социально – коммуникативное развитие —  Пять шагов по городу Братску, Вежливый этикет, Жить – Родине служить;

— Художественно — эстетическое развитие — Мастерская Самоделкина,  Колокольчик мой звонкий.

Педагогические проекты:

— Нетрадиционные методы оздоровления в ДОУ;

— Готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

— Взаимосвязь математики и экологии в работе с детьми;

— Экология + здоровье;

— Сюжетно-ролевые игры дошкольников

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении уже 2х лет позволяет сделать следующие выводы:

Проектная деятельность в образовательном процессе:

способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями, даёт педагогам возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста — от проекта к проекту.

Список источники:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез,  – с. 9.
  2. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт.-сост. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. М.: АРКТИ, 2003. – с. 93.
  3. Михайлова – Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада – М.: Просвещение, 2015. – с.54
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» – с.17. /п.4.2. Требования к кадровым условиям реализации Программы/.

 

Добавить комментарий