Мадин М.О. Сравнительная характеристика реализации конституционной обязанности служению Отечеству в Российской Федерации

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Сравнительная характеристика реализации конституционной обязанности служению Отечеству в Российской Федерации

Comparative characteristics of the implementation of the constitutional obligations of serving the Fatherland in Russian Federation

 

Мадин Максим Отариевич

Madin Maxim Otarievich

Студент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

maksim.madin@mail.ru

 

Аннотация. В статье приведен анализ сравнительной характеристики реализации конституционной обязанности служению Отечеству в Российской Федерации. На основании данного анализа указаны причины, препятствующие ее реализации и способы решения этой проблемы.

Annotation. In article presents the analysis the comparative characteristics of the implementation of the constitutional obligations of serving the Fatherland in Russian Federation. Based on this analysis of the reasons bottlenecks facilitate its implementation and ways of solving this problem.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, военная служба, конституционная обязанность, вооруженные силы.

Key words: patriotism, patriotic education, military service, a constitutional obligation,  armed  forces.

 

Всем нам хорошо известно, что каждый гражданин Российской Феде-рации обязан пройти военную службу. Данная конституционная обязанность указана в ФЗ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также в ч. 1 статьи 59 Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». [1, 2]

Патриотическое воспитание является  систематической и  целенаправленной  деятельностью  органов  государственной власти, соответствующих  социальных  институтов, прежде всего семьи и образовательной сферы, общественных организаций и объединений по формированию  у граждан высокого патриотического сознания,  чувства  верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью  государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны,воспитание гражданина любящего свою Родину и семью и  имеющего активную жизненную позицию.

Задачами Программы являются:

— развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;

— совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично развивающихся общественных отношений

— развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах

— создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;

— информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Выполнение этих задач предполагает осуществление следующих основных мер:

— проведение целенаправленной политики по созданию условий для социального, культурного, духовного и физического развития граждан;

— обеспечение возможности для полноценной социализации граждан, особенно молодежи,  ее  вовлечение  в решение  проблем всех сфер жизнедеятельности;

— утверждение в сознании и чувствах граждан патриотических ценностей

— повышение эффективности системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия для развития у каждой личности любви к Отечеству

— обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств;

— создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания граждан на всех уровнях.

Формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современному развитию страны  и ее новым задачам, а также социально-возрастной структуре российского общества.

Предусматривается повышение  научно-методологического уровня системы  патриотического воспитания граждан:

— увеличение количества научных исследований и новых методических разработок в сфере патриотического воспитания;

— развитие и обобщение российского опыта в области патриотического воспитания с целью его практического использования;

— совершенствование системы показателей оценки уровня и эффективности патриотического воспитания;

— развитие нормативно-правовой базы патриотического воспитания граждан в системе образования, культуры, молодежной политики с учетом отраслевой специфики;

— внедрение новых эффективных комплексов учебных и специальных программ, методик и технологий работы по патриотическому воспитанию;

— формирование сообщества специалистов и наставников, ведущих работу в сфере патриотического воспитания, экспертов в этой сфере, производящих профессиональную оценку состояния этой сферы и проектов патриотической направленности. [3]

Рассмотрев данную программу, можно сказать, что она грамотно составлена и дает четкое представление о решении данной проблемы. Однако, окончательно решить ее пока так и не удалось. Причинами этого могут служить недостаточный анализ данной ситуации, влияние и распространение моды и идеологии западных стран через СМИ (Средства Массовой Информации), современные нравы подрастающего поколения, включающие в себя черты такие, как безответственность, безнравственность, безразличие, стремление к насилию и т.д.

Одним из немаловажных факторов стал распад СССР. Это очень сложный период не только для граждан, но и для патриотизма, нравственности и духовных ценностей, когда вся жизнь перевернулась с ног на голову, в стране царили хаос и разруха, а существовавшие патриотические ценности утратили свой авторитет, следовательно люди не получили эти бесценные знания и традиции.

Рассмотрим пример системы Израиля в сфере государственной обороны.

Армию Израиля интересуют специалисты технических и естественнонаучных профилей, значительно меньше – гуманитарные.

Служить могут как мужчины  3 года, так и женщины 2 года. Службу проходят вместе, исключение составляют только боевые подразделения. Беременные, замужние и матери не могут быть военнослужащими, а также женщины ведущие религиозный образ жизни. Освобожденные от армии они могут выбрать альтернативную гражданскую службу – работа в госпитале, уход за инвалидами и т.д. Но незамужние девушки призываются на службу, если они проживали в Израиле до своего семнадцатилетия. Мужчина, обучающийся в учебном заведении, принадлежащий к ультра ортодоксальному (традиционному) лагерю, вправе получить отсрочку от службы, а также студенты, но с определенными условиями. При наличии аттестата с отличием выпускник школы может пройти срочную воинскую службу после получения первой (второй) степени образования. Затем он отдает три года срочной службе, а потом еще четыре после того, как будет получено офицерское звание. Причем оплачивается учеба и проживание в университетском корпусе, выдается ежегодный оплачиваемый отпуск и полной компенсацией свадебной церемонии, если таковая случится. [4]

На основании всего указанного выше можно сделать вывод: для решения проблемы реализации конституционной обязанности служению Отечеству в Российской Федерации нужно воспитывать патриотизм с раннего детства путем введения специальных занятий в школах и детских садах, где нашим будущим поколениям  будут  прививать  любовь,  уважение, чувство долга и ответственности перед своей Отчизной, а также сделать акцент на улучшении качества получаемого образования. Так как патриотизм является неотъемлемым и основным элементом в формировании у личности уважения к своей стране и стремления защищать ее во что бы то ни стало. Если ты любишь свое Отечество, значит подаешь пример любви к людям, своему народу. В. В. Путин сказал: «Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что  другое, как любовь, к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае». Также думаю, для решения поставленной задачи необходимо установить определенные льготы, при служении в вооруженных силах России, которые были рассмотрены на примере Израиля.

Список источников:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // М. : Эксмо. — 2016. — С. 11.
  2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493. Доступ из справ. правовой системы «Кодекс».
  3. О воинской обязанности и военной службе [Электронный ресурс] : ФЗ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ (ред. от 22.02.2017 N 19-ФЗ). Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюc».
  4. Даль В. И. Толковый словарь [Электронный ресурс] / В. И. Даль. – 2008-2009. – Режим доступа: http:// slovardalja.net. (дата обращения: 23 марта 2017 года).

 

Добавить комментарий