Оглоблина Т.В., Прядкина А.В. Воспитание эстетической культуры обучающихся

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Воспитание эстетической культуры обучающихся

Еducation of aesthetic culture of students

 

Оглоблина Татьяна Владиславовна

Ogloblina  Tatiana Vladislavovna

 учитель МБОУ СОШ № 37, г. Ангарск

ogloblina.tatiana2017@yandex.ru

Прядкина Алёна Валерьевна,

Pryadkina Alyona Valerevna

 учитель  МБОУ СОШ № 37, г. Ангарск

ALPrad37@yandex.ru

 

Аннотация.   В данной статье рассматриваются вопросы эстетического воспитания младших школьников. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Annotation. This article discusses the issues of aesthetic education in primary school. Aesthetic education promotes the formation of morality of man, broadens his knowledge about the world, society and nature. Involving primary school children to the richest experiences of mankind, lessons in the art can educate moral, educated, diverse modern man.

Ключевые слова: Эстетическое воспитание, восприятие, система, эстетические явления, искусство, личность, красота.

 Keywords: Aesthetic education, perception, system, aesthetic phenomenon, art, personality, beauty.

 

Известный факт —  эстетическое воспитание в школе будет более эффективным,если осуществлять его средствами искусства и действительности.

Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. А у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. [1]

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение, их слова, взгляды, жесты, мимика – всё это откладывается, фиксируется в сознании. Осознавая важную роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности, следует учить школьников овладевать основами конструирования.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое — учит сочувствию. Комическое — помогает бороться с недостатками.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Д.С. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». [2] Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть добрым тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности — учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Для ребят в начальной школе учитель — самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни . Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела. [3]

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.

Таким образом, младший школьный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Чувство радости, желание заниматься творчеством является непременной предпосылкой методического благополучия урока. Важным показателем служит также умение и желание участвовать в общем деле.

Н.И. Киященко утверждал: «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания». [4]

Список источников:

  1. Мамедова. И.С. Эстетическое воспитание школьников. Журнал «Молодой ученый». – 2014. — № 2(61). – 22 — 26.
  2. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном М.: Детская литература, 1985. – с. 284.
  3. Макаренко А.С. О воспитании — М.: Политическая книга. – 1988. – с. 528.
  4. Киященко Н.И. Эстетика в жизни — М.: ИНФРА — М, 1999.- с. 255.

Добавить комментарий