Петухова О.А. Аварийное жилье: проблемы переселения граждан, являющихся собственниками жилого помещения в Мотыгинском районе Красноярского края

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Аварийное жилье: проблемы переселения граждан, являющихся собственниками жилого помещения в Мотыгинском районе Красноярского края

Emergency shelter: problems of resettlement of citizens owning residential premises in Motiginsky district of Krasnoyarsk krai

 

Петухова Оксана Андреевна

Petukhova Oksana Andreevna

магистрант ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

oksanochka.petukhova2015@list.ru

 

Аннотация. Рассмотрены проблемы переселения граждан из аварийного жилья в Мотыгинском районе. Обращается внимание на причины не предоставления  жилья собственникам аварийных домов.

Ключевые слова: аварийное жилье, региональная адресная программа по переселению, Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края, проблемы переселения и их причины.

Annotation. The problems of resettlement of citizens from emergency housing in Motyginsky district are considered.  Attention is drawn to the reasons for not providing housing to owners of emergency houses.

Keywords: emergency housing, the regional address program on resettlement, Ministry of construction, housing and utilities of the Krasnoyarsk region, resettlement problems and their causes.

 

Жилое помещение занимает особое место в системе объектов гражданских прав. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. На сегодняшний момент органы самоуправления сталкиваются с проблемой предоставления  жилья гражданам взамен жилья признанного аварийным. Несмотря на то, что создаются в каждом регионе свои локальные нормативные акты и региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилья, не все граждане остаются обеспеченными благоустроенными квартирами.

В Красноярском крае в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 № 228-п  утверждена  региональная адресная  программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013 — 2017 годы.

Целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Разделом 5 Программы установлено, что Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края  является главным распорядителем средств субсидий, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, осуществляет руководство и контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, организует систему непрерывного мониторинга. [1]

Министерство осуществляет перечисление субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию мероприятий Программы.

Однако, если дом признан аварийным после 01.01.2012, Программой не предусмотрена субсидия муниципальному образованию какого-либо района Красноярского края для финансирования переселения граждан из дома.

Кроме того, следует отметить еще одну причину того, почему жители Мотыгинского района не могут реализовать право на предоставление благоустроенного жилья взамен признанного аварийным.

Так, на основании  статьи 32 ЖК РФ  на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Согласно части 1 статьи 32 ЖК РФ в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. [2]

То есть, если земельный участок не изымался под домом, признанным аварийны, не было достигнуто соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, соответственно на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением. Рассмотрим пример из практики.

Верховный суд Российской Федерации в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», разъясняет: «Правильной является практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. [3] Так, Х., обращаясь в суд с иском к администрации города о предоставлении благоустроенного жилого помещения, равнозначного занимаемому ее семьей, свои исковые требования обосновала тем, что является собственником 43/98 доли в праве общей долевой собственности квартиры в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд указал, что администрацией города приняты постановления об изъятии жилого помещения, находящегося в аварийном многоквартирном доме, и об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, Х. поставлена в известность о принятых решениях. При рассмотрении дела суд исходил из положений статьи 32 ЖК РФ, согласно которым на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Поскольку соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имелось, суд был не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением».

В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ  малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным законодательством основаниям нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда  предоставляются по договорам социального найма.

Получается, что если гражданин не вставал в качестве малоимущего или нуждающегося в жилом помещении, ему никто не предоставит другое пригодное для проживания жилое помещение.

Данный факт подтверждается примером из судебной практики. Так в  районный суд массово обратились жители поселка  «Н» Мотыгинского района Красноярского края к администрации сельсовета о возложении обязанности предоставить другое жилое помещение на праве собственности взамен жилья, признанного аварийным.

По одному из гражданских дел 14 апреля 2017 года  районным судом было вынесено решение по иску  Б.  к администрации сельсовета о возложении обязанности предоставить другое жилое помещение на праве собственности взамен жилья, признанного аварийным.  Районный суд отказал истице в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что «у ответчика в отношении истицы  отсутствует обязанность по предоставлению последней другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, равнозначному занимаемому,  несмотря на то, что спорная квартира,  где проживает истица, находится в аварийном доме, непригодном для проживания, поскольку такая обязанность у ответчика возникает, только когда собственник жилого помещения признан малоимущим и состоит на учете у ответчика,  как лицо,  нуждающееся в получении жилого помещения. Кроме этого,  расселение жильцов, в том числе и из указанного выше дома на администрацию сельсовета запланировано  в течение 2015-2017 годов, что подтверждается Постановлением  администрации  сельсовета от 17.12.2013 года,   процедура изъятия земли под спорным жилым домом, расположенным по адресу: п. «Н», 4 квартал,  для муниципальных нужд не проведена. В региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного  жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013-2017 годы не предусмотрена субсидия муниципальному образованию Н-ий сельсовет для финансирования переселения граждан и вышеуказанного дома».

Помимо вышеперечисленных проблем переселения собственников из аварийного жилищного фонда, можно отметить неосведомленность граждан о существовании данной программы в силу юридической неграмотности, либо безответственность органа местного самоуправления, поскольку в Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края подаются неполные пакеты документов для включения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод.  Несмотря на то, что создаются в каждом регионе свои локальные нормативные акты и региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилья, не все граждане остаются обеспеченными благоустроенными квартирами. Как показывают примеры судебной практики причины не включения собственников в программу переселения разные.  Немаловажным следует отметить юридическую неграмотность и неосведомленность жителей Мотыгинского района о действии данной программы. Таким образом, можно только посоветовать собственникам аварийного жилья быть осведомленнее о действии региональной программы  и постоянно интересоваться судьбой своего жилья.

Список источников:

  1. Об утверждении региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2013 — 2017 годы : Постановление Правительства Красноярского края от 06.05.2013 N 228-п (ред. от 03.07.2015) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».
  3. Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкцииУтвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=9254 (дата обращения 25.04.2017 года).

Добавить комментарий