Пахневский Г.М., Пахневская О.Г., Романченко А.М., Романченко М.К. Роль профессиональной подготовки в формировании профессиональной траектории

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Роль профессиональной подготовки в формировании профессиональной траектории

Role of vocational training in formation of a professional trajectory

 

Пахневский Гордей Михайлович

Pachnewskiy Gordey Mikhailovich

студент, НТК им. А.И. Покрышкина,

pgm2011@mail.ru

Пахневская Ольга Григорьевна,

Pakhnevskaya Olga Grigorvna

методист, УМЦОЖТ, г. Новосибирск;

pog.77@mail.ru

Романченко Анатолий Михайлович

Romanchenko Anatoliy Mikhailovich

преподаватель, НТК им. А.И. Покрышкина,

am080913@mail.ru

Романченко Михаил Константинович

Romanchenko Mikhail Konstantinovich

К.т.н., методист, НПЭК, г. Новосибирск

rmk2010@mail.ru

 

Аннотация. В статье изложены результаты исследования объективных и субъективных характеристик рабочей молодежи в сферах образования и труда Новосибирской области, формирующих ее человеческий капитал и определяющих социальное самочувствие. Исследование выявило источники формирования кадров молодых рабочих, ресурсы общеобразовательной и профессиональной подготовки, формы накопления человеческого капитала и основные типы образовательных и профессиональных траекторий рабочей молодежи. Выполнен анализ интервьюирования молодых рабочих, представляющих основные типы образовательных и профессиональных траекторий. На этих материалах рассмотрены потребности, мотивации и поведение рабочей молодежи

Annotation. In article results of a research of objective and subjective characteristics of young workers in the education and work of the Novosibirsk region forming her human capital and defining social well-being are stated. The research has revealed sources of formation of shots of young workers, resources of general education and vocational training, a form of accumulation of the human capital and the main types of educational and professional trajectories of young workers. The analysis of interviewing of the young workers representing the main types of educational and professional trajectories is made. On these materials requirements, motivations and behavior of young workers are considered

Ключевые слова: профессиональное образование; квалифицированный рабочий; специалист; обучение профессии; профессиональная квалификация.

Keywords:  professional education; skilled worker; expert; training of a profession; professional qualification.

 

Значимость профессиональной подготовки для построения профессиональной траектории квалифицированных рабочих и специалистов — хорошо известный факт, подтверждаемый результатами нашего исследования. Для проведения опроса были определены ведущие колледжи Новосибирской области: Новосибирский технологический колледж им. А.И. Покрышкина, Новосибирский промышленно-энергетический колледж, Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства, а также выпускники указанных образовательных учреждений, работающие на производстве более 2-х лет. Полученные эмпирические данные о распределении молодых специалистов по квалификационным разрядам на первом рабочем месте в зависимости от полученной стартовой профессиональной подготовки лишний раз демонстрируют важность первичного обучения (табл. 1) оказывающего влияние на построение трудовой карьеры. Прослеживается взаимосвязь: общее число работников, не получивших предварительной подготовки устраиваются на первое рабочее место без квалификационного разряда в 85 случаев из 100. Из числа прошедших подготовку в среднем профессиональном образовательном учреждении, при устройстве на работу подтверждают следующие разряды: 4% — 2-й разряд, большинство (82%) — 3-й и 14% повышенный 4-й и 5-й разряды. Следовательно, подготовка в системе профессионального образования оказывается наиболее эффективной формой подготовки будущего работника к профессиональной деятельности [2].

Существующие в настоящее время профессиональные курсы нельзя назвать перспективными: 40% окончивших такие курсы не получает разряда, 8% получают 2-й разряд, 29% — 3-й разряд, и 3% — 4 и 5 разряды. Лишь каждый пятый выпускник высшего профессионального образования получает квалификационный разряд по рабочей профессии.

Таблица 1

Уровень присвоенного квалификационного разряда в зависимости от вида

профессионального образования

Первичное профессиональное образование Присвоенный квалификационный разряд, % Всего
Без разряда 2-й 3-й 4,5-й
Не имеющие профессионального образования, обучились на рабочем месте 85 15  –  – 100,0
Окончили профессиональные курсы 60 8 29 3 100,0
Окончили учреждение СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих  – 6 81 13 100,0
Окончили учреждение СПО по программам подготовки специалистов  – 2 83 15 100,0
Окончили учреждение ВПО  – 14 6 20,0

 

В дальнейшем, в ходе построения трудовой траектории происходит повышения квалификации работников, переобучение. Значимость формы первичного обучения уменьшается. Но форма первичной подготовки оказывается различной по эффективности построения дальнейшей трудовой карьеры (табл. 2). Наиболее эффективно используемой оказывается обучение в среднем профессиональном образовании по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих: 72% получивших такую подготовку отмечают, что именно там они обучились нынешней рабочей специальности. Среди получивших стартовую подготовку при обучении по программам профессиональной подготовки специалистов 58% опираются на это стартовое образование в своей нынешней рабочей специальности. Такая форма как обучение профессии на профессиональных курсах занимает только третью позицию – 26%.

Таблица 2

Эффективность построения трудовой карьеры

Соответствие профессии полученной в процессе первичного образования и профессии действующей До начала трудовой деятельности получили профессиональную подготовку в: %*
Без ПО Профессиональные курсы СПО КРС СПО ВПО
На предприятии 82 40 36 42 78
На профессиональных курсах 26 5 2 8
В СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих 3 6 72 7
В СПО по программам подготовки специалистов 4 10 58
Итого: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

 

Дальнейшее исследование показало, что наиболее успешные квалификационные позиции занимают молодые рабочие, обучившиеся нынешней специальности в учебном центре предприятия: у них самая низкая доля имеющих 3-й разряд (54%), самая высокая доля имеющих 4-й разряд (38%) и повышенные показатели по 5 и 6 разрядам (12,0% и 4%), что демонстрирует высокую результативность развивающейся в последнее время, главным образом, на крупных предприятиях, формы подготовки — корпоративного обучения. Достижение наивысших разрядов (5-го и 6-го) с большей вероятностью происходит в результате использования такой формы обучения, как повышение квалификации и переподготовка (соответственно 11% и 7%), которая в этом отношении превосходит даже подготовку в профессиональном образовательном учреждении по программам подготовки специалистов.

Обучение рабочим профессиям, переподготовка и повышение квалификации молодых рабочих ведутся по различным каналам, однако на фоне диверсификации каналов профессионального обучения получение среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов удерживает и сегодня ведущие позиции в подготовке рабочих кадров.  [1] Тем не менее, она становится объектом жесткой критики со стороны представителей производственной сферы. Работодатели, озабоченные эффективностью профессиональной подготовки, настаивают на том, что профессиональное обучение в его традиционном виде принципиально неадекватно нуждам производства инновационного типа и прежние формы обучения должны быть заменены новыми.

Изучение данных полученных в ходе проведения опроса экспертов, представляющих среднее профессиональное образование, позволил определить отношение представителей профессионального обучения к разнообразным формам профессиональной подготовки, высветить их видение наиболее острых проблем подготовки рабочих кадров, а также подходов к решению этих проблем.

Для успешного начала трудовой деятельности молодых рабочих важна предварительная профессиональная подготовка. Среднее профессиональное обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих и  служащих, по программам подготовки специалистов, в настоящее время, основные образовательные источники предварительной подготовки молодежи к занятию квалифицированных рабочих мест. При построении индивидуальной трудовой траектории вчерашними учащимися, осуществляющейся за счет  обретения дополнительных рабочих профессий и специальностей, прохождения курсов повышения квалификации, обучения на рабочих местах, в учебных центрах предприятий, в рамках повышения квалификации и переподготовки.

Анализ оценок существующих форм профессиональной подготовки группой экспертов, представляющих интересы учреждений среднего профессионального образования и интересы работодателя, показал: основное содержание взаимных претензий этих групп экспертов заключается в том, что, по мнению работодателей, система профессионального образования не отвечает потребностям современного производства, тогда как, по мнению представителей профессионального образования, работодатель не заинтересован или проявляет недостаточно инициативы в налаживании партнерства, как единственно возможной формы решения назревших проблем в подготовке современного квалифицированного рабочего. До тех пор, пока не будет достигнут, а главное, переведен в практические действия консенсус между двумя важнейшими сферами — производства, с одной стороны, и профессионального образования — с другой, вряд ли следует ожидать больших прорывов в деле подготовки квалифицированной рабочей силы, адекватной требованиям современной промышленности [3].

Отметим со своей стороны, что идет процесс диверсификации каналов профессиональной подготовки рабочих кадров — попытки создания новых форм обучения — продвинутых, отвечающих потребностям высокотехнологичного производства, одновременно происходит и реставрация старых форм в несколько обновленном виде (институт наставничества).

Список источников:

  1. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. — М.: ЦСП и М, 2014. — 548 с.
  2. Романченко М.К. Анализ деятельности ресурсных центров, созданных на базе образовательных учреждений / Мир образования – образование в мире, № 4, 2016, с.88-94.
  3. Романченко М.К. Опыт создания многофункционального центра прикладных квалификаций на базе колледжа / Профессиональное образование. Столица, № 10, 2016, с.49-51.

Добавить комментарий