Самбуева А.О. Некоторые вопросы социальной адаптации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Некоторые вопросы социальной адаптации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы

Some issues of social adaptation of minors released from places of deprivation of liberty

 

Самбуева Альбина Очировна

SambuevaAlbinaOchirovna

Магистрант  ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

sambueva1994@gmail.com

 

Аннотация. В настоящей статье рассмотрена одна из важных проблем российского уголовного права – проблема социальной адаптации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы. Также в статье проанализированы субъективные и объективные факторы, влияющие на эффективность социальной адаптации несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы.

Annotation. This article examines one of the important problems of Russian criminal law — the problem of social adaptation of minors released from places of deprivation of liberty. Also in the article subjective and objective factors affecting the effectiveness of social adaptation of minors after release from places of deprivation of liberty are analyzed.

Ключевыеслова: социальная адаптация, несовершеннолетние, осужденные, освобожденные, лишение свободы.

Keywords: social adaptation, minors, convicts, released, deprivation of liberty.

Санкции, связанные с лишением или ограничением свободы, исполнение которых происходит с отделением осужденного от обычной среды, влечет за собой ослабление, а иногда и потерю общественно полезных связей, существенное ограничение социальных ролей. Личность бывшего осужденного также меняется и не всегда к лучшему. Исполнение наказания требует адаптации осужденного к условиям жизни в исправительном учреждении, что часто связано с усвоением нравственности далеко не лучшей окружающей среды. После освобождения и возвращения к прежней социальной среде проблема адаптации иногда возникает даже среди тех, кто совершил преступление случайно, под влиянием неблагоприятных обстоятельств.

Характерными признаками социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, являются следующие: после освобождения от наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы, оно продолжается; Этот социально-психологический процесс начинается с освобождения осужденных из мест лишения свободы и заканчивается достижением соответствия между ожиданиями-потребностями общества (определенных социальных групп) и поведением ранее осужденного. [2] Задача социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, состоит в том, чтобы привести их к жизни без юридических санкций, связанных с наказанием в новой или измененной старой социальной среде, которая предполагает их свободное и добровольное подчинение нормативным требованиям данной среды. Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы, также зависит от адаптивных навыков и умений, присущих личности, которые были изначально воспитаны в условиях исполнения наказания. Успех социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в значительной степени зависит от соотношения системы личных отношений освобожденных и требований, предъявляемых окружающей средой (трудовым коллективом, ближайшим окружением семьи, семьей). Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы, может быть обеспечена только при наличии позитивной взаимозависимой социальной ориентации микроокружения и личности осужденного, совместимости социальных ожиданий окружающей среды и моральных позиций, ценностных ориентаций.

Уровень социальной адаптации зависит от многих факторов. Некоторые из них выступают за успешный «вход» человека, освобожденного от наказания, в новую или измененную среду, в то время как другим, напротив, препятствуют.

Важнейшим фактором, от которого зависит социальная адаптация, является взаимосвязь между структурой расположения человека и социальными ожиданиями окружающей среды. [3]

Анализ сущности и содержания процесса социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы и его социально-психологических моделей, показывает, что этот процесс не всегда протекает гладко и бесконфликтно. Вольноотпущенник должен преодолеть многочисленные препятствия, как внутренние, так и внешние, независимые от него.

Рассматриваемые проблемы можно разделить на две категории.Первая категория охватывает проблемы, связанные с удовлетворением основных потребностей в жилье, еде, одежде и заработках, то есть создании внешних условий для жизни субъекта. Другая группа проблем связана с входом в семью, трудовой коллектив, повседневную среду. В первом, как правило, преобладают ситуации, в которых доминируют объективные, независимые от воли факторы (отсутствие жилья, трудности с поиском работы). Во-вторых, решающую роль играют личные качества человека и его поведение, факторы субъективного плана.

И те, и другие проблемы решаются по-разному, исходя из сложившихся условий и личных возможностей. И они в определенной степени зависят от возраста, пола, образования, профессии и других социально-демографических параметров личности.

Исходя из довольно надежного предположения о том, что второе осуждение спустя короткое время после освобождения в большинстве случаев означает провал социальной адаптации, мы можем рассматривать показатель рецидивизма как своего рода индикатор адаптации (со знаком минус).

Одной из важнейших естественных потребностей человека является потребность в жилье. Основными причинами проблем с жильем для освобожденных несовершеннолетних были отсутствие постоянного места жительства, нежелание вернуться в семью, лишение родителей осужденных родительских прав.

Обстоятельства, которые вызывают появление адаптируемых жилищных проблем для несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы и не имеющих постоянного места жительства, — это период времени с момента их освобождения до проживания, прибытие части лиц, высвобождаемых в район, где нет возможности для бытового и трудового распорядка. Жилищные трудности освобожденных связаны с объективными и субъективными причинами. Прежде всего, налицо недостаток жилья в городах.

Количество несовершеннолетних, освобожденных из образовательных колоний без постоянного места жительства, составляет значительную долю от их общего числа, и этот фактор является серьезной проблемой в их социальной адаптации.

Мы можем сказать о профессиональной адаптации, состоящей из многих компонентов (поиск работы или выбор профессии, проблема адаптации производства, степень удовлетворенности работой в качестве фактора закрепления на рабочем месте и т.д.). Почти 40% несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, столкнулись с серьезными препятствиями на пути к трудоустройству. И хотя внушительное число молодых людей (68,2%) принадлежало профессии, которую они получили в образовательной колонии, по ряду причин, которые привели к отказу от использования их работников, термин осуждение чаще всего назывался. [4] К сожалению, общество в лице его конкретных представителей вместо того, чтобы заботиться о тех, кто особенно трудно ориентировался в сложной нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, выставляет, может быть, даже более суровое наказание.

По мнению некоторых исследователей, преступное поведение молодых людей не тесно связано с такими характеристиками, как образование или квалификация родителей, структурная неадекватность семьи, материальные и жизненные условия жизни. Все это приобретает значение в связи с социально-психологической атмосферой в семье — ее морально-правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями. Молодые преступники, возвращающиеся в родительский дом, часто сталкиваются с той же мирской ситуацией, которая каким-то образом способствовала их противоправным действиям.

Если принять во внимание, что в этих семьях существовали напряженные, а иногда и конфликтные отношения (34,8%), то нетрудно предположить, что условия для адаптации вряд ли будут благоприятными.

Восстановление обычных коммуникационных связей является одним из наиболее важных процессов реинтеграции бывших несовершеннолетних заключенных, установления бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще проводится в знакомой среде, где легче ориентироваться, получать информацию, находить сочувствие. Отметим, что около 70% выпущенных вновь попадают в ту социальную среду, которая в свое время оказывала на них отрицательное воздействие.

Утверждение нравственных и моральных ценностей в сознании бывших заключенных является неотъемлемой частью их социальной адаптации.

Молодые люди, которые склонны совершать преступления, имеют разрыв между моральными ценностями.

Нельзя не отметить, что одно из наиболее серьезных обстоятельств, препятствующих адаптации, — мощные действия субкультуры, которая процветает в образовательных колониях. Данные опроса подростков, воспитываемых в колонии, подтверждают вывод о том, что места лишения свободы служат центром активного возрождения и пропаганды преступных традиций, большое влияние «воров в законе» на основную массу осужденных, особенно молодых людей. Он проникает, как мы видим, и в воспитательную колонию, где содержатся несовершеннолетние.

Неформальная социальная среда рассматривается как особый источник влияния на систему взглядов, ценностей и стереотипов поведения, особенно среди молодежи, составляющей основную массу лиц, освобожденных из исправительных учреждений. Анализ этой сферы социальной среды особенно актуален, поскольку это процесс социальной адаптации, который в первую очередь связан с восстановлением общественно полезных связей и правового статуса гражданина в его полном объеме. Молодые люди, освобожденные из мест лишения свободы, проявляют в целом естественное стремление к дружественному общению, совместному времяпрепровождению и установлению широкого круга контактов, в первую очередь со сверстниками и другими лицами, с которыми они заинтересованы проводить время. [4]

Неформальные связи с лицами, характеризующимися аморальным и противоправным поведением, чаще всего возникают по месту жительства, а также по месту работы и учебы. Бытовые трудности, ослабление семейного контроля, конфликтные отношения в трудовом сообществе или наставнике подталкивают этих людей к неформальным группам, которые имеют антисоциальную направленность. Это основные проблемы, с которыми сталкиваются многие несовершеннолетние заключенные, освобожденные из мест лишения свободы.

Список источников:

  1. Бриллиантов А. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах: учебное пособие. – М., Проспект (ТК Велби), 2009 – С. 149.
  2. Потоцкий Н.К. Значение норм уголовного и уголовно-исполнительного права как инструментов обеспечения предупреждения преступлений //Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. №5 – С. 12-15
  3. Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник – М., Проспект, 2009 – С. 342
  4. Краткий курс по уголовно-исполнительному праву: учеб. пособие / Л. В. Смолина. — М., Изд-во Окей-книга, 2015. — С. 112
  5. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник/Под ред. И. Л. Трунова. — М., Изд-во Эксмо, 2014. — С. 75

Добавить комментарий