Середкина И.В. Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Проектно-исследовательская деятельность на уроках  истории и обществознания

Project and research activity at the lessons  of history and social science

 

Середкина Ирина Васильевна

Seryodkina Irina Vasil’evna

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 37, г. Ангарск

seredkinairina1984@yandex.ru

 

Аннотация. В статье говориться о проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Метод проектов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. 

 Annotation. The article talks about project and research activity at the lessons of history and social science. Its use involves many forms, including in extracurricular activities. The method of projects allows to stimulate the interest for knowledge shows the necessity of their practical application.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, метод проектов, учащиеся, история, обществознание, системно-деятельностный подход, личность, самостоятельная работа.

Keywords: the State standard of education, project-based learning, students, history, social studies, system-activity approach, personality, individual work.

 

Приоритетной задачей современного образования, в том числе и исторического, становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания и с легкостью менять  место работы. [1]

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической  основой Федерального государственный образовательного стандарт второго поколения

Применение системно – деятельностного подхода возможно при обучении любому предмету, и заключается в формировании универсальной целостной системы знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни. [2]

Основным способом развития ключевых компетенций  является новое содержание исторического и обществоведческого образования, применение новых образовательных  технологий среди  которых: проектная, исследовательская деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, включение в образовательный процесс медиа — технологий и ресурсов Интернета.

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт.   Это  вызывало у  учащихся определённые трудности: неверие в свои силы, они не  умели оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи, дети  оказывались  беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни. Выход был найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых вопросов.  Наиболее эффективным в решении данной проблемы  является  метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности.

В преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.  Метод проектов позволяет   стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. При использовании метода проектов на уроках истории и обществознания, учащимся предлагается  ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе происходит  дискуссия, а затем  ученикам  предлагается  наметить гипотезы решения данной проблемы («мозговой штурм»). [3]

Работа над исследовательским проектом проходит по схеме:

  1. выбор темы проекта, определение его типа и числа участников (во время изучения большой темы);
  2. актуальность, значимость, обоснование проблемы;
  3. распределение задач по группам, поиск необходимой информации;
  4. составление технологической карты (последовательности хода работы);
  5. самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям;
  6. промежуточное обсуждение полученных данных;
  7. презентация проектов;
  8. коллективное обсуждение выводов и результатов. [1]

Работая над проектом, учащиеся   проводят социологические опросы, составляют схемы, таблицы, опорные конспекты, работают с историографическими источниками. Все это позволяет формировать  критическое и творческое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально-активной личности.

Таким образом, внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания удается:

— повысить творческую активность учащихся на уроке;

— развивать их логическое и критическое мышление;

— повысить уровень их конкурентоспособности;

— расширить кругозор школьников.

Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:

— опыт работы с большим объемом информации;

— опыт проведения презентации;

— умение оценивать ситуацию и принимать решения;

— умение работать в коллективе;

— умение структурировать информацию;

— умение индивидуально планировать работу;

— умение работать в команде.

В ходе проектно- исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

 Список источников:

  1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии. – 1997. — с.120
  2. Васильев В.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. — 2013.- № 9. — с. 177-180.
  3. Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История. – 2012. — № 24. — с. 1-3.
  4. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. — 2014. — № 7. — с. 151-157.

Добавить комментарий