Барашева Е. В., Литвинова Н. Н. Анализ применения активных методов обучения правовым дисциплинам

Право. Наука. Общество:  материалы Международной НПК (2 июня 2017 г., г. Иркутск)

Анализ применения активных методов обучения правовым дисциплинам

Analysis of the use of active methods of teaching legal disciplinary

 

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Viktorovna

К.э.н., доцент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

barahevaev@bk.ru

Литвинова Надежда Николаевна

Litvinova Nadezhda Nikolaevna

Преподаватель ГАПОУ ИКЭСТ, филиал г. Ангарск

nadia161989@mail.ru

 

Аннотация. В статье приводится анализ применения активных форм обучения по правовым дисциплинам, а также преимущества  применения различных форм проведения лекционных занятий.

Annotation. The article analyzes the use of active forms of training in legal disciplines, as well as the advantages of using various forms of conducting lecture classes.

Ключевые слова: лекция, активные формы обучения, правовая дисциплина, обучение, формы, методы.

Key words: lecture, active forms of training, legal discipline, training, forms, methods.

 

Под активными методами понимаются такие методы обучения, применение которых объективно невозможно без высокого уровня внешней и внутренней активности студентов. Интерактивные методы, в свою очередь, – это методы, в результате применения которых обучающиеся находятся во взаимодействии друг с другом в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом.

Особенностью методики преподавания правовых дисциплин является привлечение данных статистики, фактов и цифр, позволяющих раскрыть не только отдельные стороны процессов и явлений, но и выработать для обучающихся правила поведения в условиях правового государства. Представленные факты должны быть проверены, доказуемы, но при этом они могут вызвать сомнения у студентов, что позволит использовать проблемные методы обучения, такие как мозговой штурм, круглый стол, дискуссии и т.д. Эти и некоторые другие формы и методы обучения будут представлены далее. [2]

В учебных заведениях ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия, то им, безусловно, стоит уделять достаточное внимание в процессе разработки методики преподавания правовых дисциплин. Однако, используя перечисленные формы взаимодействия в традиционном их понимании, невозможно сформировать интерес к изучению правовых дисциплин, в связи с чем целесообразно использовать лекции вдвоем, бинарные лекции, активные лекции, лекции «Пресс-конференции», проблемные лекции, лекции-шоу, лекции-визуализации, лекции-ситуации.

Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в вышеперечисленных видах лекций – всесторонний анализ явлений, научный поиск истины.

Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач.

Проблемная ситуация – это сложная, противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.

Решение проблемных задач и поиск ответов на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями). Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений.

Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором, и, в конечном итоге, становятся соавторами в решении проблемных задач.

Лекция-консультация – это  форма занятий предпочтительна при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения подобных лекций. Рассмотрим некоторые из них.

Вариант 1. Занятия начинаются со вступительной лекции, где преподаватель акцентирует внимание обучающихся на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы. Основная часть занятия (до 50 % учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора.

Вариант 2. За несколько дней до объявленного занятия преподаватель собирает вопросы слушателей в письменном виде. Первая часть занятия проводится в виде лекции, в ходе которой преподаватель отвечает на эти вопросы, дополняя и развивая их по своему усмотрению. Вторая часть проходит в форме ответов на дополнительные вопросы слушателей, свободного обмена мнениями и завершается заключительным словом преподавателя.

Вариант 3. Слушатели заблаговременно получают материал к занятию. Как правило, он носит не только учебный, но и инструктивный характер, т. е. представляет собой методическое руководство к практическому использованию. Слушатели должны изучить материал и подготовить свои вопросы лектору-консультанту. Занятие проводится в форме ответов на вопросы и свободного обмена мнениями. Завершить занятие преподаватель может простым подведением итогов на консультации или заключительным словом, в котором обобщается практика применения рассматриваемых материалов. [1]

Вариант 4. Первая часть занятия проводится в форме краткого сообщения о передовом опыте работы определенного должностного лица или коллектива, просмотра кинофильма, видеофильма, диафильма.

Слушатели могут заранее получить более подробные материалы, освещающие этот опыт (книги, брошюры, описания). Вторая часть занятия строится в форме ответов на вопросы обучающихся.

Вариант 5. Занятие проводится в форме групповой консультации, в которой принимают участие уже не один преподаватель, а несколько высококвалифицированных  специалистов в изучаемой области. Использование такой формы групповой консультации эффективно при рассмотрении наиболее актуальных и комплексных проблем. Занятия в форме лекции-консультации проходят тем эффективнее, чем больше вопросов задают слушатели и чем шире и предметнее содержание этих вопросов.

Лекция – пресс-конференция предназначена для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и диагностирования уровня их подготовки. Организационно она проводится следующим образом. Лектор, назвав тему занятия, просит студентов задавать ему письменно вопросы по изучаемой проблеме. В течение двух-трех минут слушатели формулируют наиболее интересные вопросы и передают их преподавателю. В качестве одного из вариантов проведения подобного занятия вопросы могут быть подготовлены слушателями по просьбе преподавателя заранее на этапе, предшествующем лекции. Преподаватель в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Она может излагаться как совокупность и последовательность ответов на поставленные вопросы или как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы.

В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отраже-ние интересов и знаний обучающихся. Если ответы на отдельные во-просы их не удовлетворили, то лектор раскрывает их подробнее за время, оставленное для этого специально.

Лекцию подобного типа целесообразно проводить:

  • в начале изучения раздела программы с целью выявления потребностей, круга интересов группы, его модели, установок студентов и их возможностей;
  • в середине изучения, когда лекция направлена на привлечение слушателей к узловым моментам курса и систематизации знаний;
  • в конце изучения дисциплины (для определения перспектив развития усвоенного содержания).

Лекция вдвоем – это разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Предметная «лекция вдвоем» читается преподавателями одной учебной дисциплины, межпредметная «лекция вдвоем» проводится преподавателями двух различных дисциплин. Такая лекция может проводиться двумя и более преподавателями по заранее разработанному сценарию. Преподаватели, часто придерживающиеся различных взглядов на проблемные вопросы лекции, разыгрывают дискуссию на глазах слушателей, активизируют их внимание и подают пример научной полемики. [3]

Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, пред-ставителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.д. Необходимо, чтобы:

1) диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

  • втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Лекция-беседа — это наиболее распространенная и сравнительно простая форма вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает макси-мальное включение обучающихся в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога. В этом случае средствами активизации выступают отдельные вопросы к аудитории, организация дискуссии с последовательным переходом ее в диспут, создание условий для возникновения альтернатив. Различают несколько ее разновидностей: лекция-диалог, лекция-дискуссия, лекция-диспут, лекция-семинар (полилог). [4]

Преимущество этой формы перед обычной лекцией состоит в том, что она привлекает внимание слушателей к наиболее важным во-просам темы, определяет содержание, методы и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории.

Эффективность этой формы в условиях группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается вовлечь каждого слушателя в процесс обмена мнениями. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений и привлечь коллективный опыт и знания студентов.

В какой бы        форме ни проходило лекционное занятие, необходимо помнить, что интерес к изучаемой дисциплине зависит от того, как начать занятие. В первые минуты внимание студентов самое высокое. Необходимо использовать этот момент, рассказывая что-либо особенно интересное. Можно задать вопрос, который заставит слушателей задуматься, привести данные статистики или рассказать интересный факт.

  1. Например, Начиная тему «Гражданское правоотношение», можно рассказать студентам, что мы постоянно вступаем в те или иные гражданские правоотношения: проснулись в квартире, которая принадлежит на праве собственности или арендована; включили воду свет – договор энергоснабжения; поехали на работу – договор перевозки; зашли в магазин — договор купли-продажи и пр. А потому нужно уметь отличать данные правоотношения от иных, сходных правоотношений.
  2. В рамках темы «Понятие и виды обязательств» (дисциплина «Гражданское право») можно прочитать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна наткала бы полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря». И попросить охарактеризовать возникшие обязательства.

  1. Предваряя изучение темы «Общие положения о права» (дисциплина «Правоведение») можно обрисовать такую ситуацию:

«Альтруист и эгоист выловили сетями 4 ведра рыбы. Стали делить. Эгоист говорит: «Возьму себе три, а ты бери одно». Альтруист отвечает: «Нет, бери все четыре».

Два неразумных эгоиста выловили 4 ведра рыбы. Один говорит: «Мои три ведра: ведь сеть моя». А другой отвечает: «Нет, три ведра мои: ведь лодка моя и перед рыбалкой у меня ночевали». Спорили, спорили. Подрались. Рыба протухла.

Два альтруиста выловили 4 ведра рыбы и каждый кричит: «Возьми все, мне ничего не нужно». Спорили, ругались, бросили рыбу и разошлись расстроенные.

Вопрос: «Что можно посоветовать героям ситуации? Как можно избежать споров? Зачем людям нужно право?»

  1. Рассматривая вопрос о праве собственности на плоды, продукцию, доходы, можно вспомнить мультфильм «Трое из Простоквашино», где герои обсуждали вопрос, кому принадлежит теленок, которого принесла взятая в аренду корова.

Материал, предлагаемый студентам на лекции, необходимо  представлять в проблемном виде. Например, начать лекцию с примера из повседневной жизни (развод, составление завещания, заключение трудового договора, приобретение квартиры и пр.), сформулировать вопросы, которые студенты, наверняка, задают себе сами. Во время занятия постоянно привлекать аудиторию к диалогу.

Список источников:

  1. Евплова Е.В. Экономическое образование: чему и как учить? [Текст] / Е.В. Евплова // Известия Южного Федерального университета. – 2013. – № 4. – С. 26–35.
  2. Евплова Е.В. Элементы урока: приветствие [Текст] / Е.В. Евплова // Начальная школа. – 2013 – № 8. – С. 25–28.
  3. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их ха- рактеристика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.05.2017).
  4. Информационная подготовка педагогов профессионального обучения в аспекте безопасности: коллективная монография [Текст] /Е.А. Гнатышина,С.А. Богатенков, Е.В. Гнатышина, Н.В. Уварина. – Челябинск:ЧГПУ, 2015. – 415 с.

Добавить комментарий