Гусева Г. А., Малых О. В., Лубнина Е. В. Электронная коммерция: исследование мнения потребителей

Право. Наука. Общество:  материалы Международной НПК (2 июня 2017 г., г. Иркутск)

Электронная коммерция: исследование мнения потребителей

Electronic commerce: research of opinion of consumers

 

Гусева Галина Александровна

Guseva Galina Aleksandrovna,

студентка ГАПОУ ИО ИТК, г. Иркутск

galia.guseva.1998@mail.ru

Малых Олеся Викторовна,

Malih Olesya Viktorovna,

студентка ГАПОУ ИО ИТК, г. Иркутск

olesya.malykh.12@mail.ru

Лубнина Елена Васильевна

Lubnina Elena Vasilevna

К.б.н., преподаватель ГАПОУ ИО ИТК, г. Иркутск

ariana4@rambler.ru

 

Аннотация.  Раскрыты преимущества и недостатки электронной коммерции. Проведен анализ  интернет — торговли по результатам анкетирования преподавателей и студентов Иркутского технологического колледжа.

Annotation. Advantages and shortcomings of electronic commerce are disclosed. The analysis of popularity of Internet trade by results of questioning of teachers and students of the Irkutsk technological college is carried out.

Ключевые слова: электронная коммерция, интернет-магазин, товары, услуги, доставка.

Keywords: electronic commerce, online store, goods, services, delivery.

 

Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий стало мощным стимулом для появления инновационных направлений в торговле, в частности электронной коммерции. Известно, что электронная коммерция в Интернете — это коммерческая деятельность в сфере рекламы и распространения товаров и услуг посредством использования сети Интернет. В настоящее время электронная коммерция не только быстро развивается, но и пользуется спросом потребителей. Известно, что более 200 миллионов человек во всем мире совершают  покупки в интернет-магазинах.  В России сектор электронной коммерции находится в фазе становления и бурного развития. Использовать интернет для получения дохода, размещения рекламы, заказать товар, осуществлять расчеты и платежи может любой гражданин, у которого есть компьютер и доступ в интернет.

Изучение мнения потенциальных потребителей услуг электронной коммерции в связи с этим является весьма актуальным.  В наших исследованиях  была поставлена цель: исследовать проблемы, конкурентные преимущества  и недостатки электронной коммерции. Ставились следующие задачи:

  1. Определить основные формы электронной коммерции.
  2. Выявить мнение потенциальных потребителей о возможностях электронной коммерции.

Объектом исследований были студенты и сотрудники ГАПОУ ИО «Иркутский технологический колледж». Методы исследований: поиск и анализ  информации в Интернете;  анкетирование потребителей услуг. Всего приняли участие в анкетировании 24 сотрудника колледжа и 66 студентов.

Анализ информации позволяет дать следующее определение электронной коммерции: это сфера экономики, которая включает в себя финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Видами электронной коммерции являются: электронный обмен информацией (Electroniс Data Interchange, EDI), электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFT), электронную торговлю (англ. etrade), электронные деньги (e-cash), электронный маркетинг (e-marketing), электронный банкинг (e-banking), электронные страховые услуги (e-insurance).  [1,2]

Можно выделить следующие формы  электронной коммерции:

  1. Хостинг – услуга по размещению информации в интернете, включающая предоставление дискового пространства для размещения Web-сайтов на Web-серверах, доступа к ним по каналу связи, а также прав администрирования сайта.
  2. Реклама, использующая различные интернет-средства. Самым простым видом рекламы являются виртуальные доски объявлений, где люди обмениваются информацией о предлагаемом товаре.
  3. Интернет-аукционы, на которые выставляются произведения искусства, компьютерная техника, автомобили и другие товары.
  4. Интернет-магазин – это веб-сайт, рекламирующий товар или услугу, принимающий заказы на покупку, предлагающий выбор варианта расчёта, способа получения заказа и выписывающий счёт на оплату.

Оплата товаров в электронной коммерции  осуществляется как наличными платежами, так и банковскими карточками онлайн,  при помощи электронных платежных систем («WebMoney», «QIWI», «Яндекс Деньги»).

В электронной коммерции популярна доставка посредством курьера, через почтовое отправление, самовывоз. Используется также получение товаров через постаматы — автоматизированные терминалы по выдачи посылок.

Электронная коммерция имеет следующие преимущества:

  1. Повышение эффективности производственных процессов; сокращение затрат на всех этапах продаж;
  2. Малый бизнес может эффективно конкурировать с крупными предприятиями; при этом исключаются посредники;
  3. Создание интернет-магазина позволяет управлять своим бизнесом, находясь в любой стране;
  4. Огромная аудитория потенциальных потребителей;
  5. Возможность моментальной оплаты, стимулирование «импульсивных» покупок.

Предполагается, что наибольшей популярностью у потребителей и предпринимателей будет пользоваться организация торговли в форме интернет-магазина.

Анкетирование студентов и сотрудников Иркутского технологического колледжа выявило, что Интернет-торговля весьма популярна.

На вопрос анкеты «Пользовались ли вы услугами интернет-магазинов» положительно ответили 75% сотрудников и   80% студентов. Пользовались услугами интернет-магазинов. На вопросы «Какие категории товаров Вы заказывали?», «Услугами каких интернет –магазинов  вы пользовались?» были получены следующие ответы (табл.1). Наиболее часто в Интернете заказывают одежду (60-66%).

Таблица 1

Потребительские предпочтения

Группы товаров Интернет-магазины
Товары Студенты, % Сотрудники, % Магазины Студенты, % Сотрудники, %
Одежда 66 60 Aliexpess 50 78
Сумки и обувь 22 18 EBAY 16 10
Электроника 28 20 Qvelle/ BON PRIX 22 4
Аксессуары 28 52 Российские магазины 44 30
Другие товары 33 24 Другие фирмы 50 12

Покупку аксессуаров чаще осуществляют студенты, тогда как сотрудники сравнительно часто заказывают другие категории товаров (например, книги, товары для хобби и рукоделия, для сада и огорода, для занятий спортом). Студенты чаще совершают покупки через Aliexpess (78 %), тогда как сотрудники, наряду с этой фирмой, широко пользуются услугами российских интернет-магазинов, каталогов Qvelle, BON PRIX,  других фирм.

Результаты ответов на вопрос «Какие преимущества  и недостатки интернет-торговли вы можете отметить?» представлен в табл. 2. Среди преимуществ Интернет-торговли низкую цену на  товары указали 77 % сотрудников и 84 % студентов,  широкий ассортимент  —  61% сотрудников и 94% студентов, удобную форму доставки больше ценят сотрудники (44%), чем студенты (18%). Среди недостатков лидируют трудности с оценкой качества товара (72-74%) и определением нужного размера (72-77%).

Таблица 2

Достоинства и недостатки интернет-торговли

Преимущества Студенты % Сотрудники % Недостатки Студенты % Сотрудники %
Низкая цена 77 84 Трудно оценить качество 72 74
Широкий ассортимент 61 92 Трудно определить размер 77 72
Известные бренды 16 32 Проблемы с возвратом товара и денег 22 22
Удобная форма доставки 44 18 Проблемы с оплатой товара 5 4
Нет преимуществ 0 8 Нет недостатков 5 6

При ответе на вопрос «Как вы оцениваете  качество услуг и товаров интернет-магазинов» 33-36 процентов анкетируемых  выбрали  оценку  «Хорошо» и намерены пользоваться ими наравне с обычной торговлей, 13-19% выставили оценку «отлично» и отдают предпочтение Интернет-торговле. 24- 29% относятся к покупкам через Интернет более осторожно (оценка «удовлетворительно»). Около четверти опрошенных не доверяют интернет-торговле в принципе и не собираются пользоваться ее услугами.

Проведенные нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Интернет-магазин является наиболее популярным направлением электронной коммерции в России и мире. По результатам анкетирования 75-80 опрошенных пользуются услугами интернет-магазинов, а 20-25% не доверяют интернет-торговле.
  2. Наиболее популярными среди потребителей являются Aliexpess (Китай) и российские интернет-магазины, причем особенно востребованы такие категории товаров, как одежда и аксессуары.
  3. Среди преимуществ интернет-торговли лидируют широкий ассортимент и низкие цены, среди недостатков – трудности с оценкой качества и размера.
  4. Качество услуг и товаров на «хорошо» и «отлично» оценивают около 46-56% опрошенных, на «удовлетворительно» 24-29%.

Следует отметить, что по мнению-бизнес-аналитиков у России есть реальный шанс стать одной из ведущих стран в области интернет-коммерции, на что указывает постоянное открытие в сети новых компаний, а также увеличение числа потенциальных потребителей и заказчиков. [3]

  Список источников:

  1. Брагин Л.А. «Электронная коммерция» // М.: «Форум». – 2016, с. 246
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_коммерция (Дата обращения: 01.03.2017)
  3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/20348 (Дата обращения: 01.03.2017)

 

Добавить комментарий